“ИЗ ВЕКА XIX В ВЕК XXI”

Без рубрики

28 октября 2016 г. в “Историко-краеведческом музее” состоялось открытие выставки “Из века XIX в век XXI”, посвящённой 120-летию пуска в эксплуатацию железной дороги “Екатеринбург-Челябинск”.

«Свидание» с железной дорогой было в жизни каждого взрослого уфалейца хотя бы раз – будь то путешествие в областной центр или в тёплые края, рабочая командировка или гостевой визит к родственникам. Для нас существование «железки» (как ласково называют ее сами работники железной дороги) – нечто само собой разумеющее, железная дорога незримо присутствует в жизни горожан – слышен гудок тепловоза или приходится ждать, когда откроют переезд…

Путь из Екатеринбурга в Челябинск через станции Верхний Уфалей, Кыштым, Аргаяш начали строить в 1894 году, длина путей составила 225 вёрст. Железнодорожная линия появилась по тем временам чрезвычайно быстро – не прошло и полутора лет! Уже к 1 декабря 1895 года было открыто движение, а в ноябре 1896-го она была присоединена к Уральской железной дороге. Общая стоимость всех работ по постройке Екатеринбург-Челябинской железной дороги составила 6 202 639 рублей 85 копеек.

В результате появления веток Екатеринбург – Пермь, Екатеринбург – Тюмень и Екатеринбург – Челябинск разрозненные очаги рудодобывающей, топливной и металлургической промышленности Урала были объединены в единый хозяйственный узел. Кроме того, создание железнодорожного сообщения позволило решить проблему продовольственного снабжения
развивающегося региона. Наконец, был создан просторный транзитный коридор через Екатеринбург для нарастающего движения товаров из Сибири в Европейскую Россию и обратно.

В фондах нашего музея хранятся фотографии, ставшие основой этой выставки, многие с течением времени стали немыми – известны только лишь год и место. Но вглядитесь,- в глазах первых железнодорожников светятся ум и знание, на лицах – торжественность и осознание того, что им доверено невиданное до тех пор, сложнейшее в техническом плане дело государственной важности – развитие новейшей отрасли. Нет ни тени позёрства или надменности. Работа стала для них образом жизни.

Видимо, история не любит забвения, поэтому стали происходить удивительные события: летом 2015 года наш музей посетила Ольга Михайловна Загорская, проживающая в Екатеринбурге и поделившаяся с нами воспоминаниями и материалами о своем дедушке – об одном из первых начальников станции Уфалей Иване Алексеевиче Сахарове;
Давний друг и меценат нашего музея – Павел Сергеевич Галкин – помог найти «Альбом видов Западно-Сибирской и Екатеринбурго-Челябинской железных дорог», куда вошли подлинные исторические фотографии станции Уфалей конца 19 века, а благодаря сотрудничеству с Музеем истории Южно-Уральской железной дороги (дир. Егор Алексеевич Казаков ) у нас появились чертежи первого вокзала и водоподъемного здания, а также подлинные экспонаты тех лет, которые вы также можете увидеть на выставке.
Активное участие в наполняемости выставки приняли также: Иван Валентинович Евсеев – заместитель председателя Собрания депутатов ВГО, Александр Павлович Козлов – начальник вокзала станции «Верхний Уфалей», Сергей Константинович Носов, коллектив средней школы № 12 во главе с директором Валией Валиулловной Евсеевой, наши коллеги из «Центра искусств» и многие-многие другие.
Да и сама выставка «Из века 19-го в век 21», рассказывающая, казалось бы, о чисто техническом явлении в истории Российской империи, получилась по-домашнему уютной, неуловимо родной. А всё потому, что наш специалист по экспозиционно-выставочной деятельности Владимир Аркадьевич Малых – сын железнодорожника, детские и юношеские годы которого прошли рядом с нашей железной дорогой.

За 120 лет существования нашей железной дороги было немало взлётов и спадов, но многие наши железнодорожники – служащие, машинисты, путейцы, локомотивщики, – это еще и вершители истории Отечества. Какие бы изменения не происходили в стране, менялся ли политический строй, грозило ли мировое господство фашизма, железнодорожники Уфалея всегда были одними из первых, кто включался в борьбу. Большинство из них никогда не прятались и не отступали, заражая своим примером окружающих. Именно сформированная в Верхнем Уфалее особая техническая рота, вошедшая позднее в состав 1-го Коммунистического железнодорожного батальона положила начало железнодорожным войскам Советского Союза.
Но и неугодными наши железнодорожники также становились первыми… Репрессивным мерам, тюремным заключениям, ссылкам и расстрелам в 30-е годы прошлого века подверглось более 500 работников станции Уфалей и члены их семей. Нужно отметить, что ни одно сословие не было столь массово репрессировано, как железнодорожники.
Эти вехи истории нашли отражение на выставке в музее, а также на уличных планшетах «История в объективе», установленных в палисаднике «Выставочного центра».

Без интенсивной, непрекращающейся работы железной дороги невозможной была бы Победа в Великой Отечественной войне, многие наши железнодорожники пали смертью храбрых, противостоя самому сильному противнику XX-го века. И мы искренне гордимся тем, что в музее есть настоящая боевая реликвия – знамя 1108 Пушечно-артиллерийского полка, сформированного здесь, в Уфалее, и победоносно, по-гвардейски прошедшего все испытания военного времени. А кропотливо вышито оно было руками женщин, работавших в те годы на станции Уфалей.

Немало усовершенствований в работе с персоналом, технических прорывов совершили наши железнодорожники уже в мирное послевоенное время. Например, бывший начальник локомотивного депо г. Челябинска Владимир Николаевич Лунин возглавлял Уфалейское депо с 1959 по 1965 годы и за успешную работу и рационализаторские решения был награждён знаком «Почётный железнодорожник», а опыт его был внедрен в работу депо других станций.

Коллектив музея поздравляет всех железнодорожных работников, ветеранов с этим значимым событием в истории Верхнего Уфалея и приглашает посетить выставку “Из века XIX в век XXI” всех желающих, выставка будет работать до конца апреля 2017 г.

 

1 3 6 7 8

Добавить комментарий