Меню Закрыть

“Из новых поступлений”

Уважаемые жители и гости города! Сегодня в стенах “Историко-краеведческого музея” было запланировано открытие выставки “Из новых поступлений”, ставшей традиционной в последние годы. К сожалению, в связи со сложившейся эпидемиологической ситуацией, проведение выставки стало невозможным. Но мы всё-таки решили рассказать Вам о наиболее интересных предметах, подаренных уфалейцами и приобретенных на средства одного из спонсоров нашему музею.
Итак, первый предмет – кошевка.
Кошевка – открытая повозка на полозьях для езды с помощью лошади по снегу. Достаточно широкое распространение в XIX – начале XX веков получила на северо-востоке Европейского Севера, в Поволжье, Приуралье, Алтае и в Сибири. Особенностью «кошев» изначально являлся плетеный из прутьев кузов. Наряду с этим материалом распространяется и дерево (деревянный кузов кошевы у казаков Челябинского уезда Оренбургской губернии первой трети XX века). «В богатых кошевах кузов красиво отделывался как внутри, так и снаружи. Внутри, смотря по достатку хозяина, сиденье обивалось сукном, холстом или кожей. Наружную сторону, спинки и бока, в богатых кошевах обивали ковром, украшали резьбой, многоцветной росписью растительного узора, фигурными железными решетками – кудрями». Сани с подобным названием употреблялись и народами северо-востока Европейской России, Поволжья и Приуралья: коми («кцшцва»), поволжскими татарами («кашавай чана»), башкирами («кошева»). В нашем музее представлена праздничная кошевка, сменившая многих хозяев, привезенная из Республики Башкортостан. Подарена музею Миклиной Светланой Юрьевной.
Следующий, не менее интересный предмет, который есть практически в каждом доме, комод. В Уфалее более распространенное название «укладка», от глагола «складывать». Комод (фр. commode — «удобный») — тумба с несколькими выдвижными ящиками, преимущественно расположенными один над другим. Своим происхождением он обязан сундуку и секретеру. Именно по сравнению с сундуком комод воспринимался как более практичный, «удобный». Комоды вошли в обиход в начале XVIII века, когда в обычные сундуки для хранения одежды стали добавлять выдвижные ящики, высокие ножки для удобства использования и различные декоративные элементы. Вещи «укладывались» в ящики. Комод приобретен музеем на благотворительные средства Галкина Павла Сергеевича, был изготовлен в 20- е годы ХХ века мастером-самоучкой, как «приданое» для невесты.


Очень часто мы находим предметы на чердаках, дворах, приусадебных участках, не задумываясь об истории этих предметов. Не менее интересна история следующих флаконов.
Флакон для парфюма « Товарищество Брокаръ и Ко въ Москвъ»: товарищество парфюмерного производства в Москве, одна из крупнейших парфюмерных фирм в России в конце XIX — начале XX веков. Учреждено в 1893 году. К 1913 году компания получила высший в России титул «поставщика двора его Императорского величества». К празднованию 300- летия дома Романовых, Брокары выпустили аромат «Любимый букет Императрицы», занявший первые места на самых крупных выставках за рубежом. В 1914 году фирма Брокара отмечала пятидесятилетний юбилей, а три года спустя, в 1917 году, после национализации, она получила новое название — Замоскворецкий парфюмерно – мыловарный комбинат № 5. Фабрика носила это название до 1922 года, пока главный парфюмер Брокара не предложил назвать её «Новая Заря». А духи «Букет Императрицы» получили новое название «Красная Москва», под которым они выпускались в советский период и выпускаются по сей день.


Бутылка треугольной формы. В начале второй половины XX века треугольные бутылки можно было увидеть в каждом продуктовом магазине страны. Более того, они имелись на многих советских кухнях и активно использовались хозяйками. По документам бутылка такой формы проходила как аптечная, а не пищевая тара. В треугольные бутылки в СССР наливалась уксусная эссенция. Никакие другие, в том числе пищевые жидкости, в бутылку подобной формы в 1950-1970-е годы не разливались. Так как жидкость была потенциально опасна для жизни и здоровья, ее помещали в легко узнаваемую визуально и на ощупь тару. Даже взяв такую бутылку в кромешной темноте, станет сразу понятно, что пить из нее не стоит. Помимо трёхгранной формы, данный вид тары отличался наличием специальных полосок на углах. Это мерные деления, которые помогали хозяйкам разводить вручную уксусную эссенцию в обычный столовый уксус, смешивая реагент с водой. Каждая маленькая полоска на грани – это 0.1 литра. Каждая большая – 0.5 литра. Предметы переданы в дар музею от Ирины Сергеевны Супрун.

1 Comment

  1. Арсений ПавловичСеверный,Москва.

    Рад,что Ваш музей пополнился интересными,редкими экспонатами.С большим Уважением,АП.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.