Экспозиция

 

Приветствуем вас в «Историко-краеведческом музее», создан который был в 1967 году. Музей расположен в двух уникальных старинных купеческих особняках , здание «Выставочного центра» пфостроено в 1894-м году, в нем изначально располагалась купеческая лавка торговца мукой Кочнева, затем школа. Основное здание музея построено в 1926-м году в качестве магазина, в годы Великой Отечественной войны размещалась столовая 29-го отдельного учебного танкового полка, в советское время – магазин галантереи и парфюмерии.

Нашу экспозицию открывает небольшая коллекция каслинского литья, известного во всем мире. Долгое время люди были уверены, что из чугуна можно отлить только примитивные, необходимые в простом быту вещи – чугунки, кочергу, ухват, печные заслонки и плиты, но каслинские мастера доказали обратное – вершиной их творчества стал Каслинский чугунный павильон, созданный для парижской Всемирной выставки в 1900 году, где он был удостоен высшей награды – Гран – При и Большой медали.
Сейчас Павильон экспонируется в  Екатеринбургском музее изобразительных искусств. Наша коллекция представлена малой и средней кабинетной скульптурой, комплектом садовой мебели конца XIX века, принадлежавшей уфалейскому купцу Прохорову.

Далее вас встречает макет исконно уфалейского жилища – русской избы  (макет был изготовлен художниками из г. Челябинска в 1986 году). Верхний Уфалей был основан в 1761 году заводчиком Иваном-меньшим Перфильевичем Мосоловым и изначально носил название – Верхнеуфалейский чугуноплавильный и железоделательный завод. Первыми жителями были крепостные крестьяне – рабочие завода – пригнанные из  Нижегородской и Вятской губерний. На сегодняшний день сохранилось всего несколько домов первой застройки (в районе Суховязского пруда). Уфалейская изба рубилась топором, порой даже без железных гвоздей, чаще всего состояла из одной большой комнаты, немалую часть которой занимала традиционная русская печь. Рядом с печью обязательно располагались полати – своеобразные нары для сна, спала на них ребятня. На печи спали старики или простуженные для поправления здоровья. Для новорожденных в избе рядом с печью подвешивалась люлька – зыбка. Малыши спали в такой кроватке лет до 2-3.

Обязательно в каждой избе в красном углу (угол с божницей) устанавливался большой деревянный стол, за которым  трапезничать собиралась вся большая уфалейская семья. По традиции стол прибивали к полу и никогда не выносили из дома, но обязательно на ночь на столе оставляли каравай хлеба и солонку, чтобы  дом стороной обходила нужда.

Перед вами дом рабочего с достатком – здесь вы видите часы с кукушкой, самовар и даже швейную машинку немецкой фирмы «Зингер» (представительство этой фирмы было открыто в Верхнем Уфалее в самом начале XX века, жители поселения могли приобрести ножную или ручную швейную машинку в кредит на 10 лет, самовар также стоил целое состояние, за него на ярмарке давали целую корову или лошадь).

Далее на подиуме можно увидеть подлинные старинные предметы крестьянского быта, связанные с женским трудом – это и корчаги, и чугунки,  и мутовка с веселкой, и рубель с катком, коромысла, хлебная лопата, ухваты, формы для выпечки печатных пряников , прялки. Также можно увидеть интересный осветительный прибор – светец с лучиной. Уникальное корыто, выдолбленное из цельного дерева, необходимо для капустников – посиделок, на которые собирались все соседушки для коллективной заготовки квашеной капусты. Такие веселые капустники проходили в Верхнем Уфалее вплоть до 60-х годов двадцатого века.

В витрине напротив можно познакомиться с примерным ассортиментом товаров, продаваемых в многочисленных купеческих лавочках и аптеке Уфалея, а также увидеть настоящие фунтовые весы, амбарные ключи и ямские колокольчики.

Здесь вас встречает самый почитаемый и уважаемый гость на любом семейном чаепитии – самовар. В нашем музее их целая коллекция , но экспонируется 14 экземпляров, зато каких: и самый большой – трактирный (на 2 ведра), и самый маленький, всего лишь на пол-литра, и самовары в медалях (чем больше медалей-клейм, тем самовар качественнее и дороже). А также вы можете увидеть заглушку для хранения углей, необходимых для растопки самовара, и самоварную трубу.

Далее перед вами пример интерьера дома  представителей купеческого сословия Уфалея. Мебель совсем другая – из дорогих пород дерева, резная, витиеватая, одним словом, «благородная». Посуда фарфоровая, да еще и заводчика Кузнецова, того самого, что поставлял свою продукцию к столу Его Императорского Величества (один из первых экспонатов нашего музея – огромная чайная пара  с шуточной надписью «Довольно и одной», в чашку помещается 1,5 литра чая). И обязательно музыкальный инструмент – у нас это старинная немецкая фисгармония (ей около 150 лет). Также вы видите на манекене костюм, характерный для конца 19 – начала 20 вв. Юбка из зеленого кашемира, блузка сшита из китайского шёлка, причем и сейчас она не выглядит устаревшей, кружевной шарф связан на коклюшках. Всему этому костюму в 2016 году исполнилось 105 лет, но сохранность его удивляет (отличное качество ткани и шитья!).

Еще один дом встречает нас. Это дом гостеприимных башкир – одного из первых поселившихся на Южном Урале народов. Юрта – очень древнее жилище, изобретенное народами – кочевниками. Все в ней продумано до мелочей, нет ничего лишнего, но во время продолжительных кочевий можно жить в относительном комфорте. Собирается и разбирается юрта очень быстро, всего минут 40 – и дом готов. Составные части юрты – секции стен и крыши – очень легки (что немаловажно при дальних переездах) и прочны. Форма юрты и крыши предотвращает промокание во время дождей и снегопадов, сильный ветер не продувает юрту, благодаря специальному покрытию юрты – киез – которое вырабатывают из овечьей шерсти и бараньего жира путем долгого прессования (утаптывания). Внутри юрты – единое пространство, без углов и прямоугольных линий. Если нужно разделить юрту – натягивается занавеска шаршау (юрту делили на мужскую и женскую части или на взрослую и детскую). В центре располагается очаг для приготовления пищи и обогрева юрты. Прямо над ним – единственное окно в юрте – сагарэк («окно в небо») – естественный дымоход. Запасы и припасы, одежду, холсты, украшения хранили в сундуках, установленных на специальной подставочке (ширлек (ширҙек), чтобы не было сырости внутри. Все постельные принадлежности (одеяла, подушки, накидки и т.п.) каждое утро аккуратно складывали в стопочку на сундук и перевязывали специальной лентой с орнаментом – кэргэнак

Русские и башкиры более 300 лет живут бок о бок на одной земле, поэтому вы видите здесь много предметов исконно русского быта: самовар, светец, люлька-зыбка, лапти, сундук и др. Но и русские многое переняли у башкир, например, казан для приготовления плова, бешбармака, рыболовную снасть – мурда (по-русски – морда), садок для ловли малинки.

Очень интересен национальный башкирский костюм. Яркие краски, оригинальные детали отделки одежды и головных уборов, своеобразные украшения… Башкирский костюм буйствует красками, но это буйство естественно и не вызывает отторжения. Нельзя не заметить женское нагрудное украшение – яга, или муйныса. Башкирская девочка одевала его с 12 лет, показывая тем самым, что она вошла в брачный возраст, т.е. ее можно сватать. В то же время яга давала представление о достатке семьи девушке и о примерном размере калыма, т.о. потенциальный жених мог «прицениться», выкупит ли он невесту или нет. Кстати, весила такая яга до 5 кг, а носить ее надо было с утра до вечера.

Башкиры очень полюбили исконно русский вид обуви – лапти. Еще бы: легкие, быстро изготавливаются, практически ничего не стоят. Правда, плели они их немного по-своему – способом прямого плетения да и называли «сабота».

В юрте можно увидеть необычное орудие труда – алтын такта. Это лоток для промывки золотоносного песка. Иткульские башкиры (поселились они на берегах озера более 500 лет назад) намывали золото в многочисленных ручейках и речках, впадающих в озеро Иткуль.

Далее у нас представлены витрины с археологическими находками различных исторических эпох – от каменного века до эпохи бронзы (можно найти как каменный скребок, рубило, так и бронзовый гарпун, наконечник стрелы, кельт – боевой топор). Археологические раскопки велись на берегу близлежащего озера Иткуль, где обнаружены древние поселения (городища), относящиеся к иткульской культуре. Берега о. Иткуль с древних времен были обитаемы, одни народы уходили, другие приходили. Заметный след оставили иткульцы, всерьез занимавшиеся металлургией (проводили обмен своих товаров на товары соседних племен). Их следы обнаружены за многие сотни километров от о. Иткуль, даже в Средней Азии.

И вот вас встречает зал открытого хранения фондов. Здесь представлены самые интересные и уникальные экспонаты нашего музея. Но о них позже.

Первая выставка этого зала – «Уфалей – фронту», созданная к 65-летию со Дня Победы. Верхний Уфалей внес значительный вклад в общее дело Победы. Жители Уфалейского района самоотверженно сражались на всех фронтах (всего призвано Уфалейским райвоенкоматом 16.147 человек). В Уфалее было сформировано 11 воинских частей (танковые части, лыжный батальон, пушечно-артиллерийские полки), боевые пути которых можно проследить по представленной карте. Здесь же вы видите настоящую боевую реликвию – боевое знамя 1108-го пушечно-артиллерийского полка, вышитое руками уфалейских железнодорожниц, прошедшее всю войну и оказавшееся в 1947 г. в московском «Музее боевой славы». Сотрудники нашего музея провели большую работу, в результате которой знамя вернулось в 1970-х гг. в Верхний Уфалей.

В 1941 г. в городе расположился эвакогоспиталь №3115, специализирующийся на ранениях верхней части туловища. Располагался он в зданиях только что построенной горбольницы (сейчас родильное отделение) и рядом стоящей школы №5 (сейчас средняя школы №2). Почти вся молодежь Уфалея после занятий в школе бежала в госпиталь: посещали курсы медсестер, принимали – распределяли раненых, помогали написать письмо домой, читали книги, устраивали импровизированные концерты, стирали бинты и многое-многое другое.

На планшетах вы можете увидеть фотографии и документы тех лет, рабочие моменты с уфалейских заводов, дававших необходимую продукцию фронту (металлургический завод – железо, сталь, чугун, танковые и окопные печи, «рубашки» для снарядов разных калибров, хлебные формы для полевых кухонь, луженые солдатские ложки; никелевый завод – стратегически важные никель и кобальт, закись и сульфат никеля; эвакуированный завод «Дублер» – источники питания для полевых радиостанций; различные артели – валенки, телогрейки, теплые вязаные вещи, кирпичи, известь, продукты питания и многое другое).

Далее вы видите необычный экспонат – большой плетёный короб, использовавшийся для доставки древесного угля с лесных томилок на чугуноплавильный и железоделательный завод в к. XVIII – н. XIX вв., так как древесный уголь был единственным видом топлива для заводских домен. Уголь вывозили по санному пути в черёмуховых коробах объёмом до 20 пудов (приблизительно 300 – 320 кг). Каждый углежог должен был выполнить норму – от 70 до 100 коробов за сезон, а платили им примерно 70 копеек за короб (для сравнения – пуд ржаного хлеба стоил 1 рубль). Так и получалось, что труд углежога был несоизмеримо сложен и опасен для здоровья и жизни, а оплачивался крайне дёшево.

Так же в этом зале вы видите мебель и предметы обстановки советского периода – традиционные горки для посуды, укладка для одежды, платяной шкаф и кожаный диван в стиле модерн (начало XX-го века), керосиновая лампа «Молния».  И, конечно же, душа любого танцевального вечера 40-50 г.г. прошлого столетия – патефон.

Здесь также присутствует и более старинная мебель. К примеру, дубовый стол чёрного цвета. Этот письменный стол с комплектом кресел был прислан в Верхнеуфалейский завод в качестве гуманитарной помощи от Берг-коллегии (Санкт-Петербург) после Большого Пожара, когда в один день (19 мая 1890 года) поселение выгорело практически полностью (сгорело 1008 жилых домов, заводские конторы, Свято-Преображенский Храм, общественные постройки). Этот комплект долгие годы являлся частью интерьера кабинета управляющего заводом.

Также интересен венский стул с дарственной табличкой «П.А. Самойлову от благодарных учеников». Существовал целый гарнитур – диван и 12 стульев – который был приобретён и подарен  любимому учителю многочисленными учениками. Такого щедрого дара был удостоен в честь своего 40-летия поистине просветитель своего времени, подвижник, член УОЛЕ, народный учитель Нижнего Уфалея Петр Андреевич Самойлов, ведь именно его стараниями в посёлке появилась школа, а дети заводских рабочих смогли обучаться в три смены. От всего гарнитура сохранился лишь этот единственный стул.

Далее вас встречает двухэтажный зал, посвящённый истории создания и развития  предприятия ОАО «Уфалейникель».

На территории уфалейской заводской дачи никелевые руды были обнаружены в 1907 году, в 1912 году – открыто Ново-Черемшанское месторождение, в 1915 году проведены опытные плавки в лабораториях Санкт-Петербурга, запланировано строительство завода по производству никеля. Но свои коррективы в эти планы внесли Первая Мировая война, революция и Гражданская война.

Строительство первенца никелевой промышленности СССР в Верхнем Уфалее начато лишь в 1929 году, установлены сжатые сроки пуска завода, в июле 1933 года прошла первая плавка. В августе 1934 года в Уфалей прибыл нарком тяжёлой промышленности СССР Серго Орджоникидзе, посетивший уникальное для страны предприятие-лабораторию, т.к. все иностранные технологии производства никеля были строго засекречены,  специалисты уфалейского никелевого завода с нуля вели разработку отечественной технологии получения стратегически важного металла.

Перед вами диорама «Строительство первенца никелевой промышленности в СССР». В первую очередь шло строительство заводских объектов, рабочие жили в бараках, землянках и палатках. Отсутствовала какая-либо строительная техника – практически вся работа велась вручную, грузовые перевозки осуществлялись гужевым транспортом.

Одновременно разрабатывалась технология получения кобальта – также стратегически важного металла, регулярный выпуск которого начат в апреле 1936 года.

Перед вами слитки металлического никеля с надписью «Уральский Никкелевый завод. Первый советский никкель. Плавка № 20 от 15 декабря 1933 г.» (фото № 18). Вес меньшего слитка достигает 10 кг, большого – 25 кг.

На втором уровне экспозиционного пространства идёт рассказ о никельщиках – участниках Великой Отечественной войны, о Героях Советского Союза, именами которых названы улицы Верхнего Уфалея. Далее отражена история никелевого комбината с послевоенных лет вплоть до наших дней.

Уфалейский никелевый завод стал кузницей кадров никель-кобальтовой промышленности СССР, специалисты нашего завода разъехались по всей стране для строительства предприятий по производству никеля в Орске, Норильске, Печенге, Режи.

Далее мы переходим во второе, купеческое здание музея, которое в 2004 году было передано музею и сегодня в нём расположен Выставочный центр.

Мы попадаем в постоянную экспозицию «От Афгана до Чечни», открытие которой состоялось 16 февраля 2005 г. Представленные фото, документы и личные вещи уфалейцев – участников локальных вооружённых конфликтах рассказывают о многочисленных трагических страницах нашей истории: военных конфликтах в Афганистане, Таджикистане, Чечне.

Отражение в экспозиции нашли и военные подвиги наших земляков, и примеры солдатской дружбы, и судьбы тех, кто не вернулся домой…

Экспозиция «Реабилитированы историей», рассказывающая о репрессивной политике сталинского режима, была открыта в 2005 году, в 2015 году проведена полная реконструкция.

Как и по всей стране, репрессии в Верхнем Уфалее носили массовый характер и затронули все слои общества. Пострадало более двух тысяч человек – директора предприятий и герои Гражданской войны, заслуженные военачальники и наркомы, железнодорожники и заводские рабочие, колхозники и домохозяйки.

Репрессиям подвергались целые уфалейские семьи. К примеру, из семьи нашего земляка, старейшего российского революционера Виталия Яковлевича Мрачковского гонениям подверглось более 40 человек!

Судьбы множества наших земляков, ставших жертвами политических репрессий, были, в основном, белыми пятнами в истории Верхнего Уфалея, то за почти 30 лет поисковой деятельности восстановлены имена, даты жизни и смерти, родственные связи и другие сведения о всеми забытых безвинно пострадавших.

На втором этаже Выставочного центра представлена экспозиция «Рабочий кабинет писателя Павла Северного» .  27 сентября 1900 года в Верхнеуфалейском заводе в семье управляющего Александра фон Ольбриха родился сын Павел, впоследствии ставший крупным русским и советским писателем Павлом Северным. Большинство его произведений (а их насчитывается 162!) посвящены России и Уралу, где прошло детство и юность писателя («Сказание о старом Урале», «Ледяной смех», «Косая мадонна», «Невьянский сундучок», «Про беличье царство Векшин Посад», «Топтыгин с Косьвы»).

Отдел природы представлен типичными видами животного и растительного мира Южного Урала: диорама «Обитателя горнолесной зоны Южного Урала», диорама «Водоём – природное сообщество», некоторые виды показаны биогруппами –  «Семейство куньих», «Хищные птицы», «Зимующие птицы». На выставке можно познакомиться с коллекциями гнёзд, редких видов растений, различных типов лишайников и мхов, шишек и грибов.

В большом выставочном зале друг друга сменяют различные выставки художников, фотохудожников, детского творчества.