Иткуль – необычайной красоты озеро. Расположено оно в 18-ти км северо-восточнее города Верхний Уфалей, на высоте 274,4 м над уровнем моря. Окружающие горы и крутые высокие, часто скалистые берега, перемежающиеся с небольшими заливами, утопают в лесах и как бы сдавливают озеро с разных сторон, стараясь скрыть его под собой. Глубина озера 10-16м, площадь зеркала около 30 кв. км, объём водной массы – более 200 миллионов кубометров. Дно неровное, с выходами крепких кристаллических пород и большими глубинами. Озёрная вода чистая, прозрачная, пресная, годится для питья. Повышенному качеству воды способствует проточность озера: в него впадает 13 речек и ручьев. Это Зюзелка, Буркалка, Карагайка, Долгая, Шайтанка, Шардатма и др., а вытекает река Иткульский исток, которая связывает озеро с рекой Синарой, а дальше, по системе рек северного бассейна, воды Иткуля попадают в Северный Ледовитый океан. По берегам озера можно обнаружить многочисленные выходы подземных вод в виде небольших источников. Немало легенд сложено об озере и его окрестностях, о происхождении его названия, о жителях, населяющих эти места не одну сотню лет – башкирах. В переводе с башкирского языка – «Иткуль» означает «мясное озеро». Версий о том, почему оно получило такое название – множество. Известный уральский писатель Павел Петрович Бажов в своём рассказе «Демидовские кафтаны» упоминает только три из них, объясняющих, почему озеро названо мясным: «…Иткуль-озеро на высоком местичке пришлось. Берега – песок да камень, сухим – сухохоньки, а кругом сосна жаровая. Как свечки поставлены. Глядеть любо. Вода как стёклышко – все камни на дне сосчитай. Только скрасна маленько. Как вот ровно мясо в ней полоскали. Дно, вишь, песок-мясника, к нему этак и отливает. От того будто озеро Иткулем и прозывается. По-башкирскому говядину зовут ит, а куль – по-ихнему озеро, вот и вышло мясно озеро – Иткуль». Второе предположение, выдвинутое писателем, связано с рыбным богатством, которое таит в себе озеро еще с незапамятных времен. Ну а третья версия о происхождении названия, описанная П.Бажовым, – это уже не легенда, не сказка, а быль. Только произошло это очень давно, когда один из сыновей Никиты Демидова решил поставить в тех местах завод, руду копать да металл плавить. Как рассказывали иткульские старики, «построили тогда на озере дамбу, посадили вдоль берега деревья, которых раньше на Урале и не видали – осокори, чтобы укрепить корнями саму плотину. Стали возводить заводские стены. Заготовлять камни для строительства и на другие работы сгоняли башкир со всей округи – и детей, и женщин, и стариков. Плетьми. Работали те с раннего утра до позднего вечера. Много тогда народу полегло. С тех пор и кладбище стало возле дамбы. Не выдержали вольные духом башкиры непосильного труда и издевательств, взбунтовались. И полилась кровь – русская и башкирская…» Так и не пустил Демидов здесь свой завод. Его недостроенные стены высотою три и длиной 170 метров, сложенные из каменных плит и скреплённые особым раствором (гладкие, крепкие, без единой трещинки и выемки), простояли на Иткуле до 90-х годов прошлого века. Теперь и их уже нет – разобрали по камешку для личного строительства садоводы. Держится 300 лет лишь дамба, да остались на месте несколько осокорей. Но время безжалостно и к ним. Здесь же, поблизости, в лесных дебрях с трудом, но можно отыскать старые рудники – обвалившиеся и заросшие, глубиной до 15-ти метров, шурфы. А тогда, в начале 18-ого столетия, в отместку башкирам за поднятый бунт демидовские подручные скинули в озеро свиные туши, осквернив тем самым священные воды и религиозные чувства мусульман. С тех пор и зовём мы озеро «мясным»… А раньше же озеро называли «ЫЙЫКУЛЬ», что в переводе с башкирского звучало: «Священное озеро». Нередко в прежние времена звали Иткуль и «ИККУЛЕМ» – «Озером горной гряды». И действительно, по всей окружности озера друг за дружкой растут горы и горушки: «ЫЙЫК-ТАУ» (Священная гора), «КИЛЕН-ТАШ» (Сноха-камень), «АТ ЙЫУАЛЫР-ТАУ» (Гора упавшей лошади), «МАНАР-ТАУ», «ОТАГОЛ-ТАУ», «АК-ТУБА» и др. Возможно так же, что название озеру было дано по тюркскому мужскому имени «ИТКОЛ» («ЭТКОЛ»). Так просто могли звать владельца-вотчинника, предводителя рода или всё племя, что здесь проживало. В очередной раз П. Бажов упоминает Иткуль в сказе «Золотой Волос». Уральский писатель довольно достоверно описывает место, где башкирский юноша Айлып смог со своей невестой, которую так и звали – Золотой Волос, скрыться от гнева её могущественного отца Великого Полоза: на Иткуле под скалой Шайтан, поднимающейся со дна озера высоко над поверхностью. Находится иткульский торонташ, (что означает «высокий камень»), в 20 метрах от южного берега. Древнее название скалы – «ЫЙЫК-ТАШ» – «Священный камень», где нередко проводились различные ритуальные действа. Например, когда выпадало засушливое лето, башкиры-сынрянцы села Иткуль собирались на берегу озера, звали муллу и резали черного барана. Затем это мясо переправляли на ЫЙЫК-ТАШ и читали молитвы, прося камень и бога воды нести чёрные тучи на небо и пролить дождь на иссушенную землю. Оставляли мясо на скале, через 3 дня смотрели, что произошло с бараньей тушей. Если мяса не было, значит дождь будет. Если мясо лежало на месте, то весь ритуал повторяли. Когда же, наоборот, всё время шли дожди, то в жертву приносили белого барана и просили камень сделать небо чистым от туч и облаков. Этот обычай держался вплоть до середины ХХ века. Почему башкиры стали называть эту скалу «чертовым камнем» (в переводе с башкирского «ШАЙТАН» означает «злой дух», «чёрт» или «бес»)? В иткульских деревнях и по сей день как сказку на ночь матери рассказывают своим детям легенды «О братьях ДОБРО и ЗЛО», «О битве БАТЫРА с ШАЙТАНОМ», «О могучей ЩУКЕ». (С этими легендами можно познакомиться и в нашем музее.) Объяснить название можно даже тем, что с определенного ракурса своими очертаниями скала напоминает лицо страшного, угрюмого, сурового человека. Не обделена вниманием путешественников ещё одна иткульская достопримечательность. Это – состоящий из крупных, окатанных ветрами и водой валунов, вытянутый как язык, остров Галька – «Аул-Таш». Природа разместила его неподалёку от деревни Даутово на северо-западной оконечности озера. Тот, кому этот островок попадался на глаза, сравнивают его с аулом, раскинувшимся вдоль побережья, а некоторым он своим видом напоминает стадо коров, залезших в воду от зноя. В 1987 году решением исполнительного комитета Челябинского областного Совета народных депутатов озеро объявлено памятником природы. Учёные отметили на Иткуле ещё одно вызывающее интерес местечко. На восточном и южном оконечностях озера находится геологический разрез, характеризующий древнейшие эпохи геологической истории Урала. Исследуя его, можно последовательно изучать комплекс метаморфических образований, обрамляющих щелочные породы Вишнёвых и Ильменских гор. В составе этого разреза присутствуют разнообразные слюдяные кварц-полевошпатовые сланцы с гранатом, цоизитом, амфиболом; кварциты, в том числе и графитистые; «штриховатые» сланцы; многочисленные дайки гранитов; сильно изменённые гипербазиты; интересные проявления фосфоритов и хромитов; а также гранаты. Кстати, гранатосодержащие сланцы очень сильно разрушены. Благодаря этому на юго-восточном берегу Иткуля можно наблюдать уникальные гранатовые пляжи. По решениию Челябинского облисполкома № 553 в 1985 году разрезу присвоен статус памятника природы. И ещё одно… Уже более трёхсот лет назад озеро обжили башкиры (деревня Ключи основана в 1690 г., село Иткуль в 1688 г., деревня Даутово-1761г.). Но оказывается, 2700 лет назад, задолго до осевших здесь башкирских кочевых племён, озеро также было населено. В результате различных археологических исследований, проводившихся на Иткуле с конца 19 века, на данный момент на его берегах обнаружено 52 памятника археологии – городища, стоянки и поселения. И эти древние иткульчане были не просто скотоводами, рыбаками и охотниками. Они выплавляли металл! Производимые металлические изделия древние металлурги использовали сами, но выменивали на них у других племён одежду, мясо, шкуры, продукты и др. Это городище просуществовало около четырёх столетий. До сих пор не известно, как жили древние иткульские металлурги, откуда сюда пришли и почему и куда пропали. Конечно, очень хочется получить ответы на все вопросы в ближайшее будущее. Поэтому так важно сохранить этот ценнейший археологический памятник для дальнейшего изучения. Да и не только его, но и само Иткуль-озеро!