Меню Закрыть

Когда предметы говорят о войне 5

Сегодня, в один из дней юбилейного года Победы в Великой Отечественной войне, мы продолжаем знакомить вас с предметами из фондов Верхнеуфалейского историко-краеведческого музея.
Представляем вашему вниманию компас в оправе с чёрными стрелками и кожаным ремешком, который был передан в дар музею Дорой Исидоровной Соловьёвой, женой замечательного человека, почётного гражданина города Таллина, Павла Ивановича Горновых.
Родился Павел Иванович в Верхнеуфалейском заводе в семье рудничного рабочего. После окончания двухклассного городского училища в 1916 году работал конторщиком – списчиком вагонов на станции Уфалей. С 1925 по 1928 годы служил срочную, попал на Балтийский флот, да так и прикипел сердцем к морю.
После демобилизации, в 1928 году, Павел Иванович остался в Ленинграде, поступил работать на завод “Электроприбор”. Но морем уральский парень заболел всерьёз, а потому в 1932 году вновь оказался на корабле – помощником вахтенного командира линкора “Октябрьская революция”.
К началу Великой Отечественной войны Горновых – штабной специалист Краснознамённого Балтийского флота. Участвовал в обороне Таллина, по заданию военного совета с группой командиров Балтфлота обеспечивал эвакуацию войск из Беккеровской гавани. Он был одним из организаторов и участников исхода советских войск и гражданского населения из осаждённого Таллина, перехода Балтийского флота с главной базы (Таллин) в Кронштадт, на помощь осаждённому Ленинграду (1941 год). Вот как рассказывал об этом сам Павел Иванович:
“Первые недели и месяцы войны были особенно трудными. Балтфлот и полки береговой обороны вели упорные бои, отвлекая на себя от Ленинграда несколько дивизий противника. Обстановка под Ленинградом была напряжённой, немцы приближались к его пригородам. И командование Северо-Западного фронта приказало эвакуировать войска из Таллина, а флоту перейти в Кронштадт, на помощь Ленинграду. Выполнить приказ надо было в кратчайшие сроки, одновременно ведя бои с противником.
Для перехода судов были созданы конвой, арьергард и отряд специального назначения. За несколько часов под непрерывным артиллерийским и миномётным огнём противника надо было провести посадку на корабли нескольких тысяч человек – военных и служащих Таллина. Гитлер дал приказ потопить флот в Таллине или при выходе из порта, сорвать эвакуацию войск и перебазировать флот.
Но самое ответственное было впереди – переход в Кронштадт. Немецкие корабли и подводные лодки за два месяца поставили в Финском заливе десятки тысяч мин. В любую минуту можно было ждать атаки катеров и подводных лодок. Да и для артиллерийского обстрела наши корабли были неплохой мишенью. Бомбили и с воздуха.
Протяжённость похода была 321 км. Проходили по узкому фарватеру, что ограничивало маневренность и скорость наших кораблей. Мы шли почти по минному полю. Подорвались на мине и затонули миноносец, ледокол, долго державшийся на плаву пассажирский пароход, пострадал флагман. Мины всё плыли и плыли. На одной из них держался матрос с потопленного корабля, боявшийся, что какой-нибудь корабль наткнётся на мину. Наиболее опасное время наступило с сумерками. За один час – с 21.00 до 22.00 – погибло несколько кораблей.
Спозаранку начались налёты самолётов – топили корабли, расстреливали плавающих в воде людей с тонущих судов. Налетали группами, по 4-5 самолётов, делая последовательно заходы с кормы.
29-30 августа в 17.00 корабли Балтийского флота отдали якоря на Большом Кронштадском рейде. И уже на следующий день включились в оборону Ленинграда…”.
Корабль, на капитанском мостике которого находился П.И.Горновых, шёл в арьергарде каравана и подорвался на мине. Немногим удалось спастись с тонущего сторожевика. Тяжелораненого Горновых спас тоже раненый старлей Оводов. Их подобрал катер, доставивший раненых моряков в Гогланд, а оттуда – в Ленинград.
После окончания войны, в 1945 году, капитан 2-го ранга П.И.Горновых был уполномоченным Союзно-контрольной комиссии по военно-морским делам Бургасской области (Болгария). В 1948-1959 годах выполнял задания партии и правительства. Ему было присвоено звание капитана 1-го ранга. В 1959 году вышел в отставку. Работал начальником Центральной спасательной станции Мособлкомитета ДОСААФ, начальником Захарковской спасательной станции, в Московском городском комитете ДОСААФ.
Трагически погиб 23 октября 1971 года, переходя трамвайные пути в Челябинске, куда приехал с лекциями по линии общества “Знание”. Похоронен на Верхнеуфалейском кладбище.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.